РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Кемеровская область
Администрация
Ленинск-Кузнецкого муниципального района
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении муниципальной программы
Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019 – 2021 годы
В соответствии с постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 01.09.2014 № 874 «Об утверждении Положения о муниципальных программах Ленинск-Кузнецкого муниципального района» администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019 – 2021 годы согласно приложению.
2. Постановление обнародовать на официальном сайте администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района по социальному развитию села Н.Н. Мальцеву.
4. Постановление вступает в силу со дня его обнародования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Глава
Ленинск-Кузнецкого
муниципального района А.А. Реванченко
г. Ленинск-Кузнецкий
«23» сентября 2019 г.
№ 1232
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
|
к постановлению администрации |
|
|
Ленинск-Кузнецкого муниципального района |
|
|
от 23 сентября 2019 г. |
№ 1232 |
Муниципальная программа
Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019 – 2021 годы
Паспорт
муниципальной программы Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019– 2021 годы
Наименование муниципальной программы |
«Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019– 2021 годы (далее – Программа) |
Директор муниципальной программы |
Заместитель главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района по социальному развитию села Н.Н. Мальцева |
Ответственный исполнитель (координатор) муниципальной программы |
МКУ «Отдел культуры администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района» |
Исполнители муниципальной программы |
МКУ «Отдел культуры администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района» |
Наименование подпрограмм муниципальной программы |
1. «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия». 2. «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел». |
Главная цель муниципальной программы |
Создание условий для развития сферы туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе. |
Задачи муниципальной программы |
1. Развитие инфраструктуры индустрии туризма (культурно-познавательного, событийного и т.д.). 2. Формирование позитивного имиджа Ленинск-Кузнецкого муниципального района на туристическом рынке. 3. Возрождение и дальнейшее развитие народных промыслов и ремесел в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе. 4. Приобщение сельских жителей и гостей района к культурному и природному наследию Ленинск-Кузнецкого муниципального района. |
Срок реализации муниципальной программы |
2019-2021 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации |
Общий объем финансирования – 990 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год – 330,0 тыс. руб., 2020 год – 330,0 тыс. руб., 2021 год – 330,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
Реализация мероприятий программы позволит к 2021 году увеличить: - туристический поток до 10800 чел. (2 % в год); - количество действующих туристических маршрутов на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района до 6 ед.; - увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, принимающих участие в развитии туристической отрасли района. |
1. Характеристика текущего состояния в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе сферы деятельности, для решения задач которой разработана муниципальная программа с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
Муниципальная программа Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» на 2019– 2021 годы (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий в сфере туризма, реализуемых на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района.
Основной целью Программы является создание условий для развития сферы туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, законом Кемеровской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» от 26.12.2018 № 122-ОЗ.
Объектом регулирования программы являются приоритетные направления развития туризма на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района: культурно-познавательный, событийный и др.
Предметом регулирования программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития туристской деятельности.
Оценка текущего состояния туристической отрасли в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе
1.1. Характеристика состояния туристской отрасли.
1. Анализ преимуществ муниципалитета с точки зрения туристской привлекательности:
территория Ленинск-Кузнецкого муниципального района общей площадью 2,4 тыс. кв. км расположена в центральной части Кемеровской области на расстоянии 45 км от г. Кемерово. В составе района 68 населенных пунктов, объединенных в 8 муниципальных образований (сельских поселений). Численность населения района на 01.01.2019 составляет 20851 человек.
Административный центр – г. Ленинск-Кузнецкий (не входит в состав муниципального образования).
Ленинск-Кузнецкий муниципальный район граничит с муниципальными образованиями: «Промышленновский муниципальный район», «Беловский муниципальный район», «Гурьевский муниципальный район», «Полысаевский городской округ», «Ленинск-Кузнецкий городской округ», «Крапивинский муниципальный район».
Ленинск-Кузнецкий район имеет выгодное экономико-географическое положение. Этот факт повышает инвестиционную привлекательность.
В районе благоприятная экологическая обстановка: есть озера, реки, хвойные и лиственные леса, где достаточно много зверей, птиц и редких видов растений. Многообразны природные ландшафты, пригодные для отдыха.
Доказательством привлекательности для туристов также является: доступность и наличие автомобильного сообщения, богатое культурное наследие, благоприятное географическое положение, возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде, знакомство с народными праздниками, обрядами, национальными блюдами и особенностями традиционного уклада жизни сельского жителя.
В рамках въездного туризма осуществляем взаимодействие с туристическими фирмами, такими как «Акрис» и «Гелена» (г. Новосибирск), экскурсионными бюро: «Александрия», «Экскурсии по Сибири» (г. Новокузнецк), «Сибириада» (г. Кемерово), с курортно-оздоровительным комплексом «Танай» (Промышленновский район).
Ежегодно объекты культурного наследия посещают более 10,0 тысяч туристов из Промышленновского района, городов Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Алтайского края, Казахстана, Греции, Германии, Сербии.
На сегодняшний день действуют туристические маршруты:
1. «Русское село Брюханово»;
2. «Родниковый перезвон»;
3. «Подвиги отцов-крылья сыновей».
Развивается спортивно-событийный туризм: организуются спортивные праздники, турниры, спартакиады и др. Так, в п. Мирный, п. Демьяновка, с. Красное на базе детско-юношеских спортивных школ (п. Демьяновка, п. Мирный), МКОУ «Краснинская школа-интернат» разработаны маршруты лыжных трасс протяженностью более 5 км, организованы бесплатные пункты проката спортивного инвентаря. Для посетителей имеются комнаты для отдыха с предоставлением травяных чаев, меда, есть место для парковки автотранспорта.
На базе стадиона в п. Мирный традиционно проходит турнир по мини-футболу среди юношей памяти А.Р. Вольфа на который приезжают спортсмены со всей области (партнер: Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области).
В с. Чусовитино ежегодно проводится Кубок Кемеровской области по рыболовному спорту в дисциплине «Ловля донной удочкой» (партнеры: Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, Региональная общественная организация «Федерация рыболовного спорта Кузбасса»), в с. Драченино ежегодно проводятся соревнования по подледному лову.
На территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района находятся 121 объект культурного наследия, в том числе:
2 памятника архитектуры и градостроительства: памятник регионального значения Свято-Троицкая церковь (с. Красное), памятник местного значения Дом купца С.Н. Пьянкова (с. Красное);
3 памятника истории местного значения: «Братская могила борцов за советскую власть» (с. Красное), могила председателя колхоза «Красноармеец» А.Н. Шабалина, убитого бандитами (п. Русскоурский), место захоронения жертв массовых репрессий (п. Возвышенка);
77 памятников археологии, включенных в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области»;
39 мемориальных объектов, в том числе: 8 одиночных захоронений воинов-интернационалистов и участников боевых действий в республике Чечня, 31 мемориальный объект (памятники, обелиски, стелы и. т.д.).
Музей истории крестьянского быта с. Красного выполняет важную культурно-историческую функцию, являясь хранилищем исторической памяти народа. Музей был создан на базе памятника архитектуры – дома купца Пьянкова. Ежегодно в музее проводятся выставки, экспозиции, экскурсии.
Музей истории крестьянского быта с. Красного – привлекательная площадка для культурно-познавательного туризма. Территория музея благоустроена: установлены парковые диваны, беседка, скульптурные композиции, изготовленные местным мастером по дереву, постоянно уделяется внимание озеленению.
Музей включен в областные туристические маршруты: «Золотое кольцо Кузбасса», «Культурно-познавательные маршруты Кузбасса», «Паломнический туризм».
Музей участвует в организации и проведении народных праздников, которые являются частью мероприятий, относящихся к событийному туризму. Для посещения достопримечательных мест разработаны пешие и автобусные экскурсии, организован выпуск сувенирной и рекламной продукции. Рядом с музеем расположен Свято-Троицкий храм, возведенный в 1908 году – памятник архитектуры и градостроительства регионального значения и памятник истории «Братская могила борцам за Советскую власть».
Все вместе эти объекты составляют единый исторический ансамбль, что позволяет создать туристско-рекреационную зону «Русское село Брюханово».
Одним из этапов создания туристско-рекреационной зоны является реализация творческого проекта «Район мастеровой» (каждый посетитель станет не только очевидцем, но и участником данных событий).
В рамках проекта планируется провести (2020-2021 гг.):
1. «Брюхановские ярмарки», в программе которой:
- экспозиции под открытым небом «Орудия крестьянского труда», «Промыслы и ремесла»;
- слет мастеровых людей района «Ремесло – душа народа»;
2. Презентацию новых туристических маршрутов:
2.1. «Сельские будни»: маршрут включает в себя экскурсию по цеху по переработке молока общества с ограниченной ответственностью «Село Кузбасса» (посетители имеют возможность продегустировать и приобрести молочную продукцию»;
2.2. «Родниковый перезвон» - посещение 7 благоустроенных и освященных родников: родник «В честь Сергия Радонежского» село Подгорное; родник «Рождение пресвятой Богородицы» поселок Харьков Лог; родник «Покрова пресвятой Богородицы» поселок Возвышенка; родник «Всекузбасских Святых» деревня Трекино; родник «В честь святого благоверного Александра Невского» деревня Красноярка; родник «В честь Святого Валентина» село Чусовитино; родник «В честь Архангела Михаила» поселок Родниковский.
На территории родников проводятся народные праздники и обряды с участием творческих самодеятельных хоровых коллективов района.
3. Фестиваль «Брюхановского пирога» (с. Красное) в рамках которого проводится дегустация хлебобулочных изделий, представлена продукция самобытных мастеров-хлебопеков района, а также кулинаров села Красного (уникальные блюда по старинным рецептам своих предков: гречишные блины, крупеничные шаньги, медовый сбитень, «Брюхановский пирог» с пареной калиной и свеклой).
4. Продолжение проведения праздников «Овощной бум» («луковый», «помидорный», «кабачковый», «тыквенный», «картофельный», «морковный», «капустный»). Праздники включают в себя: ярмарки, дегустации, обрядовые и фольклорные выступления, кулинарные и творческие конкурсы, викторины, народные игры, мастер-классы, дефиле, слайд-презентации, выставки мастеров декоративно-прикладного творчества.
5. Экскурсионный маршрут «Кузбасс. Перезагрузка.» (партнеры: туристическая фирма «Меридиан» (г. Кемерово), музей шахтерской славы Кольчугинского рудника (г. Ленинск-Кузнецкий), историко-этнографический музей «Чолкой», курортно-оздоровительный комплекс «Танай», аграрно-туристический центр «Сибирский казачий острог» (п. Плотниково).
6. Туристический маршрут «Кухни народов мира» (партнеры кафе в п. Демьяновка: «Восточная кухня», «Узбекская кухня», «Тарас Бульба», «Кавказская кухня»).
Динамика развития туристской сферы
Показатели |
Единицы измерения |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Въездной турпоток |
чел. |
10 |
15 |
20 |
Внутренний турпоток |
чел. |
10390 |
10585 |
10780 |
Объем предоставленных туристических услуг |
тыс. руб. |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
Темп роста объема туристско-экскурсионных услуг |
% |
2% |
4% |
6% |
Методика подсчета туристического потока
(Туристический поток (чел.) =Въездной турпоток +Внутренний турпоток)
Показатель |
Методика подсчета |
Въездной турпоток (чел.) |
Количество иностранных граждан, размешенных в коллективных средствах размещения (КСР) + иностранные граждане, охваченные экскурсионным обслуживанием |
Внутренний турпоток (чел.) |
Количество граждан РФ, размешенных в коллективных средствах размещения (КСР) + граждане РФ, охваченные экскурсионным обслуживанием + количество участников региональных событийных мероприятий |
Наряду с положительными аспектами развития туризма в районе имеются слаборазвитые стороны по развитию туризма:
1. Отсутствие на территории района организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющих экскурсионные услуги.
2. Недостаточная развитость туристской инфраструктуры (отсутствие объектов размещения туристов (гостиницы, отели, гостевые домики и т.д.)).
3. Недостаточно развит процесс взаимодействия с субъектами малого и среднего бизнеса, принимающего участие в развитии туристической отрасли района.
2. Описание целей и задач муниципальной программы
2.1. Главная цель муниципальной программы:
- создание условий для развития сферы туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе.
2.2. Задачами муниципальной программы являются:
- развитие инфраструктуры индустрии туризма (культурно-познавательного, событийного и т.д.);
- формирование позитивного имиджа Ленинск-Кузнецкого муниципального района на туристическом рынке;
- возрождение и дальнейшее развитие народных промыслов и ремесел в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе;
- приобщение сельских жителей и гостей района к культурному и природному наследию Ленинск-Кузнецкого муниципального района.
3. Перечень подпрограмм муниципальной программы с кратким описанием программ (в случае их наличия) и основных мероприятий муниципальной программы
Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей программы предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
1. «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия», которая включает в себя следующие мероприятия:
- развитие и обеспечение деятельности (оказание услуг) МБУК «Музей истории крестьянского быта села Красного»;
- сохранение и улучшение материально-технической базы музея.
2. «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел», которая включает в себя следующее мероприятие:
- поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел.
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
Наименование муниципальной программы, подпрограммы, мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансовых ресурсов, тыс. рублей |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Муниципальная программа «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» |
Всего: |
330,0 |
330,0 |
330, 0 |
местный бюджет |
330,0 |
330,0 |
330,0 |
|
Подпрограмма «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия» |
Всего: |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
местный бюджет |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|
Основное мероприятие 1. Развитие и обеспечение деятельности (оказание услуг) МБУК «Музей истории крестьянского быта села Красного» (благоустройство территории, установка памятных знаков, проведение мероприятий: акция «Ночь в музее», «Брюхановская ярмарка» и т.д.) |
Всего: |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
местный бюджет |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
Основное мероприятие 2. Сохранение и улучшение материально-технической базы музея (текущий ремонт экспозиционных залов) |
Всего: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
местный бюджет |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Подпрограмма «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел» |
Всего: |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
местный бюджет |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
Основное мероприятие 1. Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел (организация районных выставок, ярмарок мастеров умельцев, приобретение изделий ДПИ) |
Всего: |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
5. Сведения о планируемых значениях целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
Наименование муниципальной программы, подпрограммы, мероприятия
|
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Плановое значение целевого показателя (индикатора) |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Муниципальная программа Ленинск-Кузнецкого муниципального района «Развитие культурно-познавательного и событийного туризма в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе» |
Количество действующих туристских маршрутов |
ед. |
4 |
5 |
6 |
Количество рекламно-информационных статей |
ед. |
15 |
20 |
25 |
|
Количество туристов, посетивших культурно-исторические объекты |
ед. |
10400 |
10600 |
10800 |
|
Подпрограмма «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия» (развитие и обеспечение деятельности (оказание услуг) МБУК «Музей истории крестьянского быта с. Красного») |
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда муниципальных музеев |
% |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
Посещаемость музейных учреждений |
посещений на 1 жителя в год |
0,4
|
0,5 |
0,5 |
Подпрограмма «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел» (организация и проведение районных выставок – конкурсов мастеров НХП и ДПИ) |
Доля клубных формирований НПХ и ДПИ в общем числе клубных формирований |
% |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
|
Доля участников клубных формирований НХП и ДПИ в общем числе участников клубных формирований |
% |
7,3 |
7,5 |
7,6 |
|
6. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности мероприятий (подпрограмм), входящих в состав муниципальной программы, в процессе и по итогам ее реализации.
Эффективность реализации муниципальной программы, состоящей из мероприятий (подпрограмм), определяется как оценка эффективности реализации каждого мероприятия (подпрограммы), входящего в ее состав.
Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации мероприятий (подпрограмм).
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации мероприятий (подпрограмм).
Для оценки результативности мероприятий (подпрограмм) используются плановые и фактические значения соответствующих целевых показателей.
Индекс результативности мероприятий (подпрограмм) определяется по формуле:
где:
Ip - индекс результативности мероприятий (подпрограмм);
S - соотношение достигнутых и плановых результатов целевых значений показателей. Соотношение рассчитывается по формуле:
S=Rф/Rп- в случае использования показателей, направленных на увеличение целевых значений;
S=Rп/Rф - в случае использования показателей, направленных на снижение целевых значений;
Rф - достигнутый результат целевого значения показателя;
Rп - плановый результат целевого значения показателя;
Mп - весовое значение показателя (вес показателя), характеризующего мероприятие (подпрограмму).
Вес показателя рассчитывается по формуле:
где:
N - общее число показателей, характеризующих выполнение мероприятий (подпрограммы).
Под эффективностью понимается отношение затрат на достижение (фактических) нефинансовых результатов реализации мероприятий (подпрограмм) к планируемым затратам мероприятий (подпрограмм).
Эффективность подпрограмм определяется по индексу эффективности.
Индекс эффективности мероприятий (подпрограмм) определяется по формуле:
где:
Iэ - индекс эффективности мероприятий (подпрограмм);
Vф - объем фактического совокупного финансирования мероприятий (подпрограмм);
Ip - индекс результативности мероприятий (подпрограмм);
Vп - объем запланированного совокупного финансирования мероприятий (подпрограмм).
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации мероприятий (подпрограмм):
Значение показателя:
Качественная оценка мероприятий (подпрограмм): высокий уровень эффективности.
Значение показателя:
Качественная оценка мероприятий (подпрограмм): запланированный уровень эффективности.
Значение показателя:
Качественная оценка мероприятий (подпрограмм): низкий уровень эффективности.